.: Menu :.
Home
Реферати
Книги
Конспекти уроків
Виховні заходи
Зразки документів
Реферати партнерів
Завантаження
Завантажити
Електронні книги


????????...

 
��������...
Современные исследования в области психологии и дидактики познавательных интересов 


Современные исследования в области психологии и дидактики познавательных интересов

Проблема интереса давно занимала многих педагогов и психологов.
ГЯ. Каменский считал необходимым для учителя «всеми возможными средствами воспламенять ... жажду знаний и пылкое усердие к учению... Метод обучения должен облег¬чить труд ученика так, чтобы не было ничего, что претило бы ученикам и отпугивало бы их от дальнейших занятий» "[2, с. 200].
К. Д. Ушинский придавал важнейшее значение интересам в духовном развитии ребенка и подчеркивал зависимость разпития детских интересов от обучения и воспитания. «Уче¬ние, лишенное всякого интереса, ... убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» [3, с. 51].
Оригинальные мысли по поводу воспитания интересов к учению можно найти в педагогических дневниках Л. Н. Тол¬стого. Он считал, что убивая всякую фантазию, воображение, невозможно формировать интересы ребенка.
В отличие от этого прогрессивного направления некото¬рые реакционно настроенные психологи и педагоги буржуаз¬ных стран считали, что интересы заложены в природе ре¬бенка и проявляются по мере его роста и созревания. Такой взгляд направлен на утверждение врожденных различии между людьми. Он полностью отрицает роль учителя и школы в воспитании интересов ребенка.
Советские педагоги внесли большой вклад в теорию и практику воспитания познавательных интересов.
Н. К. Крупская считала важнейшим достоинством хоро¬шего учителя умение заинтересовать ученика, пробудить в нем интерес к учению.
Фундаментальным трудом, раскрывающим психолого-пе-дагогические основы формирования познавательных интере¬сов учащихся, является исследование Г. И. Щукиной [5]. Советская психология и педагогика, отвергая буржуазное отношение к интересу как умозрительной категории, утверж¬дает, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что именно в деятельности человека формируется конкретное со¬держание его интересов.
Прежде чем найти пути, способы и средства формирова¬ния познавательного интереса у школьников, следует решить 4
вопрос о том, что лежит в его основе, что является его объек¬тивным источником.
И. П. Павлов связывал проявление интереса с безуслов¬ным ориентировочным рефлексом: «Едва ли достаточно оце¬нивается рефлекс, который можно было бы назвать исследо¬вательским рефлексом или, как я его называю, рефлекс «что такое?» и являющийся одним из фундаментальных реф¬лексов». Далее И. П. Павлов указывает на большой биоло¬гический смысл этого рефлекса и у животных, и у человека:
«У человека этот рефлекс идет чрезвычайно далеко, прояв¬ляясь в виде той любознательности, которая создала науку, дающую нам ... ориентировку в окружающем мире» [6, с. 28].
На базе ориентировочного рефлекса происходило разно¬образное знакомство человека с внешним миром: от прими¬тивной ориентировки—любопытства—к активному поиску, любознательности, развитию склонностей или профессиональ¬ным интересам.
Все виды интереса своей физиологической основой имеют безусловный ориентировочный рефлекс. Биологический смысл ориентировочного рефлекса общеизвестен, но познавательный интерес нельзя заключить в узкие рамки биологического явления.
Познавательный интерес — это устойчивое образование, которое в ходе теоретической, исследовательской увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется [5].
Ориентировочный рефлекс «что такое?» соответствует си-туативному интересу, который может служить мотивом деятельности. Главное в нем—новизна информации. Меха¬низм познавательного интереса значительно сложнее, чем просто ответ на внешний раздражитель.
Однако не все новое, что встречает человек в окружаю¬щем мире, становится предметом его интереса.
Познавательная направленность человека носит избира¬тельный характер. Когда тот или иной предмет представ¬ляется важным человеку, имеющим для него жизненную значимость, тогда он с увлечением им занимается, старается глубоко его изучить. В противном случае интерес будет но¬сить случайный, поверхностный характер.
Л. И. Божович [7] рассматривает познавательный ин¬терес как потребность в 'энании. Интерес имеет своим источ¬ником и целью ориентацию человека в действительности, т. е. он всегда, в конечном счете, носит практический, «утили¬тарный» характер. Однако в одних случаях он может быть непосредственно связан с практической потребностью, в дру¬гих - носить «бескорыстный» характер.

Г. И. Щукина утверждает, что всякий интерес направлен в известной мере на изучение предмета интереса, но отличие познавательного интереса в том и состоит, что это интерес не процессуальный, это интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в содержании знаний и в способах подхода к их изучению, иначе говоря, в развитии ученика в целом.
Появление познавательных интересов школьников в пер¬вую очередь связано с процессом обучения, процессом обо¬гащения учащихся новыми знаниями, расширением и углуб¬лением их кругозора.
Для того чтобы найти эффективные средства формирова¬ния у учащихся познавательных интересов и связанных с ними потребностей в знаниях, необходимо предварительно уяснить, каковы закономерности их развития. Советские пси¬хологи утверждают, что потребности человека являются внут¬ренними источниками активности личности. «Объективная потребность, прежде чем стать побудительной силой актив¬ности, должна ... осознаться. Отраженная потребность высту¬пает в качестве субъективного состояния личности, отноше¬ния, которое имеет тенденцию регулировать повеление и дея¬тельность, определять направленность мышления, чувств и воли человека» [8, с. 21]. К числу фундаментальных челове¬ческих потребностей относятся познавательные потребности. Они играют существенную роль в развитии личности, являясь основой формирования мотивов познавательной деятельности.
На основе потребности в знаниях формируются познава¬тельные интересы школьников. Развитие интересов учащихся в свою очередь ведет к формированию потребностей в глубо¬ких знаниях.
Многие педагоги и психологи показывают, что сильным стимулом познания является возможность практического ис¬пользования знаний. По существу большинство крупных научных открытий было вызвано стремлением ученых не только понять противоречивую природу явлений, но и ре¬ально помочь людям реализовать их материальные и духов¬ные запросы [9].
С. Л. Рубинштейн считает, что познавательная и практи¬ческая деятельность человека находятся в тесном единстве и переплетении. Он указывает, что интересы ученика поро¬ждают склонность и, отмечая близость того и другого поня¬тия, утверждает, что интерес как направленность на познание отличается от склонности как направленности на деятель¬ность [10].
Г. И. Щукина также убедительно доказывает, что для зна¬чительной части учащихся источник формирования познава¬

тельных интересов лежит в их практической деятельности, занимаясь которой они ощущают успех и творческий
подъем.
Известный советский педагог М. Н. Скаткин отмечает,
что уровень познавательной деятельности ученика оказывает большое влияние на развитие его личности. «Если школа в течение десяти лет изо дня в день будет культивировать у учеников воспроизводящую познавательную деятельность, то из ее стен неизбежно будут выходить люди пассивно-со¬зерцательного типа, умеющие объяснить мир, так или иначе, но не подготовленные в должной мере к его творческому пре¬образованию» [11, с. 14].
Результатом длительной исследовательской работы, в ко¬торой вместе с автором принимали участие сотни учителей различных школ, является книга М. А. Данилова [12]. Автор убедительно доказывает, что мотивы учения школьников крайне разнообразны. Побуждение учащихся к учению осу¬ществляется во всем процессе обучения, но в развитии у них познавательных интересов решающее значение принадлежит
сообщению новых знаний.
Г. И. Щукина, как бы подводя итог многим педагогиче¬ским исследованиям, называет познавательный интерес сред¬ством обучения, мотивом учебной деятельности школьника
и устойчивой чертой его личности.
В «Дидактических очерках» Р. Г. Лемберг [13] ставит вопрос, нужна ли и может ли быть поставлена специальная работа по развитию интересов. По мнению автора, высокий уровень преподавания, рациональные формы построения уро¬ков, внимание к индивидуальным особенностям при проду¬манном и удачно скомпонованном содержании занятий спо¬собствуют зарождению и развитию интересов к учебному материалу. При этом нет надобности в каких-либо особых средствах, направленных к повышению познавательных ин¬тересов учащихся. Р. Г. Лемберг отмечает, что работа по • формированию интересов требует осознанной целенаправ¬ленности и продуманного плана.
Основной «психологической» предпосылкой деятельности учителя по развитию познавательной активности учащихся является сочетание их умственной деятельности с развитием чувств и воли. Отсюда следует, что конкретные практические мероприятия всегда нужно связывать с такими формами ра¬боты, которые вызывают эмоциональный подъем, ЛИЧНУЮ инициативу учащихся.
Е. Я. Голант указывал [14] на необходимость иметь в виду, что эмоциональное воздействие должно сочетаться с логическим осмысливанием материала.
Н. Ф. Добрынин [15] подчеркивал роль интереса как од¬ного из основных мотивов привлечения и сохранения вни¬мания.                                            г •
Одной из причин, вызывающих внимание учащихся, яв¬ляется непосредственное воздействие на их чувства, эмоции. Раздражения, действующие на чувства учащихся, привлекают внимание легче и надежнее, чем нейтральные раздражения. Н. Ф. Добрынин считает, что раздражения, которые непосред¬ственно вызывают наши чувства, можно назвать живой за¬нимательностью. В этом случае занимательность связана с интересом, который определяется непосредственным дейст¬вием на наши органы чувств. Известно, что все, связанное с чувствами, всегда привлекает внимание. Надо так строить урок, чтобы внимание учащихся было постоянно сконцентри-ровано на объекте обсуждения. Необходимо, однако, отме¬тить, что любая занимательность не должна носить внеш¬него характера, не должна уводить от существа предмета. Она должна способствовать лучшему пониманию и усвоению внутреннего содержания.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский пи¬сал: «Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Малыша пугает даже мысль о том, что на него могут смотреть как на лодыря или не¬удачника. Желание хорошо учиться—красивое человеческое желание—кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей.. . Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что «я» делаю шаг вперед, под¬нимаясь по крутой тропинке познания» [16, с. 27].
Л. И. Божович [7] также считает, что на первом этапе учебы в школе детей привлекает к себе мир новых отноше¬ний, в который они вступают. Для старшеклассников на пер¬вый план выступает потребность определить свой жизненный путь, и значимость знаний оценивается ими в зависимости от того, насколько они нужны для будущей профессии. Позна¬вательные потребности старшеклассников оказывают общее стимулирующее влияние на воспитание самостоятельности и критичности мышления.
Необходимо отметить, что в большинстве работ по дидак¬тике много пишется о том, что должен делать учитель для активизации процесса обучения. Чаще говорится о развитии мышления ц гораздо реже о развитии и обогащении эмоцио¬нальной жизни школьника. Развитие активности, самостоя¬тельности, инициативы, творческого отношения к делу наших школьников—это требование самой жизни, и учителю надо 8

думать о том, как подчинить этому требованию содержание обучения и всю структуру учебного процесса, его методы и организационные формы.

Search:
????????...

діалог продавця та покупця

будова вогнекисневого вогнегасника

Облога Буші старицький стислий переказ

епіграфи до Чіпки Варениченко

основні ланки процесу засвоєння знань

одісей символ краси і сили людського характеру

шрифтові листівки

сава чалий фільм

Що таке ламінарний рух рідини?

чи виправдовую я чіпку



?????????? ????????? ????
   
Created by Yura Pagor, 2007-2010